Просмотров: 0 | Комментариев: 0 |
Как готовить и наносить жидкий гелькоут из краскопульта?
Нанесение жидкого гелькоута через краскопульт — это метод, используемый для создания бесшовного, идеально ровного покрытия на большой площади или для восстановления оригинального глянцевого слоя. Это сложнее, чем работа с пастообразным гелькоутом, и требует точности.
Внимание: Этот процесс требует серьезных навыков в покраске и работе с химическими материалами. Безопасность — абсолютный приоритет.
Вот пошаговая инструкция.
Этап 1: Подготовка материалов и оборудования
Вам понадобится:
-
Жидкий гелькоут (Laminating Gelcoat):
-
Это НЕ тот же продукт, что и пастообразный гелькоут для ремонта (GEL Magic и т.д.). Вам нужен именно жидкий литьевой гелькоут. Популярные марки: Evercoat, TAP, HK Research.
-
Важно: Для напыления обычно используется гелькоут ортофталевого типа, а не изофталевого или винилэфирного, так как он более гибкий и менее хрупкий.
-
-
Оборудование:
-
Краскопульт: Рекомендуется краскопульт с алюминиевым или нержавеющим бачком и деталями (без никелированных!). Полиэфирные смолы и гелькоут очень агрессивны и быстро разрушат стандартное оборудование для краски. Идеально подходит специальный краскопульт для смолы.
-
Компрессор: С достаточной производительностью для постоянного давления.
-
Дрель и миксер: Для тщательного перемешивания.
-
Весы: Электронные весы для точного взвешивания компонентов. Точность критически важна!
-
Стироловые (парафиновые) палочки: Для удаления пузырей.
-
-
Химические компоненты:
-
Отвердитель (Катализатор): НИКОГДА не используйте стандартный отвердитель (MEKP) для напыления! Он слишком быстрый и опасен.
-
Используйте специальный медленный (slow) отвердитель для напыления или, что еще лучше, отвердитель с низким содержанием стирола (LSE - Low Styrene Emission). Это увеличит "время жизни" смеси и снизит испарения.
-
Восковая добавка (Wax Solution): Если вы наносите гелькоут в открытую форму, воск нужен для отверждения поверхности. При ремонте на уже готовом изделии (как кузов авто) он обычно не нужен, так как мы будем потом шлифовать.
-
-
Средства индивидуальной защиты (СИЗ):
-
Респиратор: Обязательно с фильтрами для органических паров (парафиновые картриджи). Стирол в гелькоуте очень токсичен.
-
Защитные очки.
-
Перчатки: Нитриловые.
-
Защитный костюм.
-
Этап 2: Подготовка поверхности
Поверхность должна быть подготовлена так же, как и под покраску, но еще тщательнее.
-
Ремонт: Все трещины и сколы должны быть отремонтированы пастообразным гелькоутом (как в предыдущей инструкции) и отшлифованы.
-
Шлифовка: Весь ремонтируемый участок и прилегающая зона шлифуются до матовости. Начните с P180-P240 и дойдите до P320-P400.
-
Обезжиривание: Тщательно протрите поверхность антисиликоновым обезжиривателем.
-
Грунтовка (Опционально, но рекомендуется): Для лучшей адгезии на отремонтированные участки можно нанести специальную адгезионную грунтовку для пластика/стеклоплатива.
Этап 3: Приготовление смеси
Пропорции — это самое важное! Следуйте инструкции производителя гелькоута на упаковке. Типичная пропорция: 1.5% - 2.5% отвердителя от массы гелькоута.
Пример:
-
На 1000 гр гелькоута нужно 15-25 гр отвердителя (1.5% - 2.5%).
Процесс:
-
Взвесьте необходимое количество гелькоута в чистую емкость.
-
Тщательно перемешайте гелькоут миксером, чтобы поднять со дна любые загустители.
-
Взвесьте точное количество отвердителя в отдельную маленькую емкость.
-
Медленно влейте отвердитель в гелькоут, постоянно помешивая.
-
Аккуратно, но тщательно перемешайте миксером на низких оборотах, чтобы минимизировать попадание пузырьков воздуха.
-
При необходимости, для достижения нужной вязкости, можно добавить 5-10% стирола (только для гелькоута, который этого допускает! Читайте инструкцию!). Не используйте ацетон!
Этап 4: Нанесение краскопультом
-
Настройка краскопульта:
-
Сопло: Рекомендуется большее сопло (например, 2.0 - 2.5 мм).
-
Давление: Следуйте инструкции к краскопульту, но обычно требуется более высокое давление (около 3-4 бар), чем для краски.
-
Пробное напыление: Обязательно сделайте пробный выкрас на куске картона или стекла, чтобы проверить форму факела и текучесть.
-
-
Техника нанесения:
-
Наносите гелькоут ровными, перекрывающими друг друга проходами.
-
Держите краскопульт на одинаковом расстоянии (15-20 см).
-
Нанесите 2-3 средних слоя с короткой межслойной выдержкой (5-10 минут), чтобы добиться равномерного покрытия нужной толщины.
-
Общая толщина мокрого слоя должна быть около 0,5-1 мм, так как после отверждения гелькоут даст усадку и его придется шлифовать.
-
-
Удаление пузырей: После нанесения сразу пройдитесь по свежему слою стироловой палочкой, чтобы лопнуть возможные пузырьки воздуха.
Этап 5: Отверждение и Пост-обработка
-
Отверждение: Оставьте деталь для полного отверждения. При комнатной температуре (+20°C) это может занять несколько часов. Не торопите процесс.
-
Контроль липкости: Если поверхность после отверждения остается липкой (что часто бывает без восковой добавки), это нормально. Эта липкая пленка (слой стирола) будет удалена при шлифовке.
-
Шлифовка: Это самый трудоемкий этап.
-
Начните с наждачной бумаги P320-P400 на бруске, чтобы выровнять поверхность и убрать оранжевую корку.
-
Постепенно увеличивайте зернистость: P600 -> P800 -> P1000 -> P1500.
-
Используйте воду при шлифовке начиная с P600 для лучшего результата и избежания забивания абразива.
-
-
Полировка: После шлифовки P1500-2000 поверхность будет матовой. Используйте полировальную пасту и полировальную машинку, чтобы вернуть гелькоуту глянец, идентичный заводскому.
Резюме и предупреждения
-
Сложность: Этот метод не для начинающих. Он требует опыта, специального оборудования и строгого соблюдения ТБ.
-
Безопасность: Пары стирола чрезвычайно опасны. Работайте только в очень хорошо проветриваемом помещении с мощной вытяжкой, а лучше — на свежем воздухе с респиратором.
-
Материалы: Не пытайтесь напылять пастообразный гелькоут, разбавив его ацетоном. Результат будет плачевным. Используйте только предназначенные для этого жидкие гелькоуты.
Если вам нужен безупречный глянцевый результат на большой площади (например, капот или крыша), этот метод незаменим. Но для локального ремонта проще и безопаснее использовать пастообразные материалы с последующей грунтовкой и покраской всей детали.