Новость из категории: Автоновости

Просмотров: 83357 Комментариев: 0

Путешествуем во времени на Mazda RX-2, 929 и Mitsubishi Celeste из 70-х.

«Если хочешь, чтобы дело было сделано хорошо — сделай его сам». С этой простой мудрости и увлечения классическими японскими автомобилями началась история проекта Wasabi Classics. Главная проблема для коллекционера старых автомобилей — их состояние. Чем больше возраст модели, тем сложнее найти экземпляр в приемлемой форме. Конечно, встречаются идеально сохранившиеся «старички», но это, скорее, исключение из правил. Да и ценник на них обычно совершенно негуманный — чаще всего это почти музейные экспонаты. Основатели Wasabi Classics избрали другой путь: выбирать из того, что есть, запасаться страстью, временем и реставрировать любимые автомобили своими силами. Началось все с пары «роторных» моделей Mazda, а закончилось полноценной реставрационной мастерской с небольшим собственным музеем.

С ребятами из Wasabi Classics мы познакомились давно, на одном из мероприятий российского офиса Mazda, где их творение трудилось в качестве гоночного такси. Однако в гости к ним попали только сейчас — ателье наконец-то переехало в просторную мастерскую, в которой даже нашлось место для небольшого шоу-рума. Большинство из автомобилей здесь предназначено для продажи, однако самые интересные экземпляры реставраторы приберегают для себя — они собирают коллекцию роторных машин Mazda. На данный момент в ней 11 автомобилей — c 1970-го по 2011 годы выпуска.

Импровизированный музей, а скорее, частная коллекция. Временами что-то отсюда попадает на продажу, если удается найти более интересный образец. Так, например, седану RX-2 на смену пришло купе. Единственный праворульный экспонат — Mazda 110S 1970 года (на фото его нет, потому что в день съемки его не было в шоу-руме). Первый роторный автомобиль Mazda никогда не выпускался серийно с левым рулем, но без этой машины коллекция была бы неполной, так что для нее сделали исключение

Пожалуй, основная особенность подхода Wasabi Classics — в работу они берут только автомобили, изначально выпущенные с левым рулем и поставлявшиеся на рынки с правосторонним движением. Праворульные машины, разумеется, найти было бы легче, но тут легких путей вообще не ищут. В ателье автомобили попадают в разном состоянии. Одни сохранились неплохо, у других могут быть местами проржавевшие кузова (иногда очень сильно), отсутствовать элементы отделки салона или детали экстерьера. Все это реставраторы в итоге приводят к облику, максимально приближенному к «автомобилю из автосалона».

В ателье Wasabi Classics все намекает на любовь создателей к роторным машинам. Везде глаз натыкается то на журнал, то на номера с надписью Mazda RX-4, то на целый роторный двигатель в разрезе

Для этого создатели ателье закупили кучу техники для обработки металла. В частности, здесь есть все, чтобы изготовить на месте дубликаты деталей кузова. Сначала снимаются мерки, а потом жестянщики создают точную копию того, что должно было быть на месте вон той зияющей дыры. Конечно, так можно восстановить лишь кузов, остальное ищут по всему миру: главное требование, чтобы деталь, установленная на автомобиль, была оригинальной. Если есть возможность найти новые детали — это идеальный вариант.

Справа — деталь, снятая с автомобиля в процессе реставрации. Слева — новая деталь, сделанная руками спецов из Wasabi Classics Перед реставрацией кузов обрабатывают специальной керамической дробью для очистки от ржавчины — это меньше повреждает металл, чем обычная пескоструйка.

Обещанного три года ждут

Восстановление одного автомобиля легко может растянуться на долгий срок — больше, чем на год. Поэтому в ателье все работы производят за свои деньги и лишь потом продают уже готовую машину. Создатели говорят, что могли бы делать такие работы на заказ — восстанавливать машины клиентов. Однако велик шанс, что владелец откажется от этой идеи на полпути, устав ждать результата и постоянно тратить на это свои средства.

Единственная вольность, которую позволяют себе реставраторы при восстановлении, — наличие современной шумоизоляции Одновременно в работе находятся несколько машин на разных этапах реставрации. Синий фургон Volkswagen — «техничка» с Ралли классических автомобилей

Посмотреть на тонкости работы реставрационной мастерской изнутри — очень интересно. Оказаться окруженным живой историей японского автопрома в Москве — еще интереснее. Но самое крутое — к этой истории прикоснуться собственноручно. И такую возможность Wasabi Classics нам предоставили. Поверьте, поездить по столице на восстановленных почти до идеального состояния японских машинах 70-х годов — незабываемое ощущение. Сколько восхищенных взглядов мы собирали! Оказывается, в городе, где на новинку от Ferrari мало кто обращает внимание, люди все еще способны удивляться!

Что входит в коллекцию Wasabi Classics?

Коллекция Wasabi Classics далеко не исчерпывается теми тремя автомобилями, на которых нам удалось поездить. Помимо них в этот список входят: Mazda Cosmo Sport (первая «роторная» Мазда), Mazda R100 (первый массовый роторный автомобиль компании), Mazda RX-3 (более компактный и спортивный автомобиль, победивший в своей дебютной гонке Fuji 500), Mazda RX-9 (еще одно поколение «роторного» купе Luce), все три поколения купе Mazda RX-7 (легенда фильмов и аниме о дрифте) и Mazda RX-8 (последний на данный момент серийный роторный автомобиль фирмы). Помимо автомобилей Mazda среди проектов, реализованных Wasabi Classics, есть такие интересные автомобили, как Fiat Spyder 2000 Pininfarina, Toyota Celica 1600 LT, Datsun 240Z, Toyota Sport 800.

Mazda RX-2 (1972 год)

Mazda RX-2 — экспортное название японской модели Capella Rotary. Этот автомобиль впервые вышел на рынок в 1970 году и был единственным в семействе, оснащавшимся роторным двигателем. Сейчас это кажется странным, но на самом деле именно этот седан — прародитель нынешней Mazda6! Название автомобиль получил не от слова «часовня», а в честь одной из самых ярких звезд на небосклоне — первой звезды созвездия Возничего. Именно с роторной «Капеллы» начался экспорт моделей Mazda на американский рынок — машины с обычными ДВС попали в Штаты лишь через год.

Кроме того, Capella — один из видов африканских антилоп. Именно они изображены на декоративных шильдиках

Автомобиль почти сразу же обрел неожиданную популярность — издание Motor Trend наградило его титулом «Импортный автомобиль года», а спрос настолько превышал предложение, что многие дилеры без зазрения совести задирали ценник — все скупали и так. Роторный двигатель 12A выдавал 130 л.с., что по тем временам было очень круто. Автомобиль в кузове купе весил всего 950 кг и «делал» четверть мили за 17,6 секунды, что было чуть быстрее, чем, например, Chevrolet Camaro тех же лет. Неудивительно, что в автоспорте Mazda RX-2 показывала отличные результаты — в 1971 году в первой же для себя гонке Fuji 1000 (сейчас называется 6 часов Fuji) автомобиль оказался первым в классе и третьим в общем зачете, уступив лишь таким мастодонтам, как Porsche.

«Mazda RX-2 способна порубить в фарш седан BMW 2002», — писал журнал Motor Trend в 1972 году

Роторный мотор был одновременно главным преимуществом и главным недостатком RX-2. Двигатель 12А не отличался высокой надежностью из-за небольших просчетов при проектировании. Их, правда, довольно быстро исправили, выпустив модификацию 12В. После этого гарантия на автомобиль была расширена до двух лет и 40 000 км. RX-2 выпускался до 1976 года и пережил три рестайлинга.

Отличить RX-2 от Capella можно по шильдикам: у нашего экземпляра они правильные, с силуэтом ротора вокруг старого логотипа компании образца еще 1958 года. Кроме того, есть еще «роторы» за передними крыльями и литеры RE на решетке радиатора. Чтобы уж точно не перепутать

В гараже Wasabi Classics есть и купе, и четырехдверка RX-2, обе приехали к нам из США. На седане как раз мне и удалось покататься. Он чуть тяжелее, чем купе, но и ему мощности мотора хватает вполне. Каждое нажатие на газ — прыжок вперед, которого совсем не ожидаешь от машины, которой 45 лет. Теперь-то я понимаю, почему RX-2 так полюбилась покупателям в 1972 году — такой характер и сейчас редкость, а тогда был просто настоящим откровением. Да, конечно, 130 «лошадей» это всего лишь 130 «лошадей», поэтому «сотню» Mazda набирает за немалые 10 секунд. Но вся фишка не во времени разгона, а в его характере — веселом, азартном, одинаково бодром и с места, и с хода. Машина идет за педалью газа мгновенно, без задержек. Блеск!

  Как бывший владелец Mazda RX-8, я мгновенно узнал «ротор»: по звуку, по характерным вибрациям на холостом ходу, которые стремительно разглаживаются с ростом оборотов, по способности раскручиваться до отсечки быстрее, чем успеваешь сказать «зум-зум». Еще в 1972 году на RX-2 устанавливали зуммер, предупреждающий о непристегнутых ремнях безопасности или незакрытых дверях. Гудит он так громко и пронзительно, что проигнорировать его точно не получится

Тут нет ни ABS, ESP, ни противобуксовочной системы. Стоит в любом повороте посильнее нажать на газ, и машина тут же встает боком, даже если скорость в этот момент всего километров 30–40 в час. Управлять RX-2 жутко непривычно. Деревянный руль настолько тонок, что на него жаловались еще в 1972 году и советовали «зашивать» в кожаный чехол. Да к тому же на парковочных скоростях он еще и слишком тяжел. Зато педаль газа тут напольная, сцепление чувствуется идеально, а передачи — не смотрите на длину рычага! — переключаются короткими движениями и абсолютно четко.

Ремни безопасности у Mazda RX-2 трехточечные, но они отличаются от тех, к которым мы привыкли. По сути, это соединенные вместе двухточечные ремни — поясной и плечевой — встегнутые в общее гнездо

С эргономической точки зрения Mazda RX-2, по меркам эпохи, автомобиль образцово-показательный. Не зря его сравнивали с Мерседесами-современниками, а некоторые журналисты даже говорили, что не удивятся, если через некоторое время Mercedes начнут сравнивать с Мазда. Прогноз оказался чересчур смелым, конечно. Но как бы то ни было, в салоне RX-2 действительно удобно. Более того, не покидает ощущение, что этот автомобиль моложе, чем он есть на самом деле. Живи я в США в 1972 году, уже сейчас стоял бы в очереди за RX-2, зажав в кулачке деньги.

Mazda 929 (1976 год)

Несмотря на чисто японский силуэт, в дизайне Mazda 929 прослеживается что-то от автомобилей Mercedes-Benz. Это неудивительно ввиду позиционирования модели

После того как в компании Mazda решили оснастить купе, седан и универсал Luce роторными двигателями, появилось «экспортное» название RX-4. Шильдик же «929» обозначал автомобили с рядными 4-цилиндровыми моторами, которые также шли на экспорт. В весьма габаритной по японским меркам модели RX-4 создатели постарались совместить ранее несовместимое: мощность «ротора» с простором, вместительностью и высоким уровнем оснащения большого автомобиля. Несмотря на то, что модель 929 с двигателем 1,8 л и мощностью 83 л.с. была заметно слабее машин с «ванкелем» (130 л.с.), популярностью она тоже пользовалась немалой.

В Wasabi Classics стараются строго придерживаться оригинального исполнения: даже диски в идеале должны быть теми, которые устанавливали на данную модель на заводе В 1975 году седан Mazda RX-4 попал в десятку лучших спорт-седанов по версии издания Road&Track.

Дизайнеры применили в создании машины оригинальное решение. В линейке версий модели 929 было два седана — formal sedan и custom sedan. В наше время нередки случаи разделения четырехдверок на короткобазные и длиннобазные, но в 1973 году все было иначе. «Формальный» седан был стандартным седаном, без каких-либо особенностей, а вот «кастомный» щеголял более длинным капотом, позаимствованным у купе. В коллекции Wasabi Classics присутствуют купе в обоих вариантах — и RX-4, и 929.

Кресла — с интегрированными подголовниками и неплохой боковой поддержкой. Есть подлокотник и кондиционер. Приборная панель отделана деревом, а обивка дверей — мягкая. Интересно расположены центральные дефлекторы вентиляции: очень низко, практически вплотную к рычагу коробки передач. Обод руля, набалдашники селектора «механики» и «ручника» — из дерева одной породы

Автомобиль очень интересен с точки зрения дизайна — и в экстерьере, и в интерьере использовано много необычных для своего времени решений. Остекление тут не просто безрамочное, задние боковые стекла полностью опускаются, образуя с передними одно огромное окно (по идее, это hardtop). «Кругляши» на задних стойках — не что иное, как воздуховоды для компенсации перепадов давления при открытии и закрытии дверей. Задняя часть выглядит необычно за счет большой контрастной вставки с интегрированными в нее «квадратами» фонарей.

На заднем ряду довольно много места, задние боковые стекла оснащены отдельными стеклоподъемниками

По современным меркам Mazda 929 — автомобиль довольно легкий (всего 1125 кг). Так что даже 83 «лошадей» (11 секунд до 100 км/ч) вполне хватает, чтобы не чувствовать себя в потоке современных машин «пенсионером». На этом автомобиле вполне можно передвигаться регулярно и не испытывать каких-либо неудобств. Педаль газа тут не напольная, как у RX-2, а подвесная, но это не делает управление тягой менее удобным и прозрачным. Сцепление информативное и не слишком тяжело. Подвеска довольно мягкая: неровности вроде трамвайных путей и «лежачих полицейских» она отрабатывает мягко и плавно, но с ощутимой раскачкой. Если хотите чуть больше «спорта», то предпочтительнее окажется именно роторная версия RX-4.

Mitsubishi Celeste (1979 год)

Этот автомобиль — самый новый из тех, на которых мне удалось поездить, побывав в гостях у Wasabi Classics. И тот — 1979 года выпуска! Созданный на основе первого поколения седана Lancer и выпущенный на рынок в 1975 году трехдверный хэтчбек продавался чуть ли не во всем мире. Изначально на автомобиль устанавливались моторы объемом от 1,2 л до 2,0 л. Однако позже появились «заряженные» версии с мотором 2.6 (130–137 л.с. в зависимости от октанового числа используемого бензина). Этот мотор, кстати, примечателен тем, что на нем впервые появилась современная система балансирных валов. В моторе Mitsubishi валы находятся на разной высоте, компенсируя не только вертикальные вибрации от поршней, но и горизонтальные, вызванные движениями шатунов. Кстати, вскоре эту технологию лицензировала компания Porsche для своего купе 944, а за ними потянулись и другие автопроизводители.

Выпуклые колесные арки, стремительный силуэт, «жабры» на стойках и спойлер на крышке багажника создают очень спортивный образ. Непривычный момент — у модели Celeste только одно боковое зеркало заднего вида, левое. 4-цилиндровые моторы устанавливались на Mitsubishi Celeste либо продольно (на заднеприводных версиях), либо поперечно (на полноприводных модификациях) Названия Mitsubishi Celeste на разных рынках — Mitsubishi Lancer Celeste, Colt Celeste, Chrysler Lancer Hatchback, Dodge Lancer Celeste, Plymouth Arrow и Dodge Arrow.

В Северной Америке Mitsubishi Celeste с мотором 2.6 продавался под именем Plymouth Fire Arrow:

Пожалуй, самой необычной из опций, предлагавшихся для модели Celeste, была… палатка! Сложив задние сиденья, подняв дверь багажника и пристегнув к ней тент, можно было превратить трехдверный хэтчбек в настоящий кемпер

Хэтчбек Mitsubishi Celeste попал ко мне в руки сразу после участия в Ралли классических автомобилей. Наклейки с гоночными номерами выглядят на бортах этого автомобиля гармонично неспроста. Дело в том, что первое поколение седана Lancer, на базе которого построена трехдверка, разрабатывали ради успеха в конкретной гонке — легендарном «Ралли Сафари».

Спортивные успехи Mitsubishi Lancer

«Ралли Сафари» — одно из сложнейших и престижнейших состязаний того времени: из-за сложностей трассы до финиша в Найроби в среднем доходил лишь один автомобиль из пяти. Гоночные Лансеры тогда показали чудеса надежности — за четыре года участия лишь один из 13 автомобилей сошел с дистанции, и все четыре гонки были выиграны. А несколькими годами ранее в Новой Зеландии, в «Ралли Южного Креста» седаны Mitsubishi Lancer заняли первые четыре места на финише. Хэтчбеки тоже много и успешно участвовали в различных гоночных дисциплинах — от ралли и кольцевых гонок до дрэг-рэйсинга. У Mitsubishi Celeste — самый богато отделанный салон из тех трех автомобилей, с которыми я познакомился за этот день. Но, правда, он далеко не самый спортивный на вид. Обод руля обшит кожей, а дизайн баранки напоминает о руле Momo от более современных спорт-седанов Lancer Evolution. В салоне много дерева, мягкая обивка дверей и «колодцы» для дополнительных приборов рядом с часами в центральной консоли

У «моего» Lancer Celeste под капотом всего 73 «лошади», но все равно от машины «пахнет» автоспортом. Да, динамика тут, конечно, так себе, но за слабый мотор с лихвой отыгрываются прекрасно сбалансированная подвеска, отменная управляемость, четкая коробка передач и острота руля. Даже не верится, что я говорю об автомобиле из 70-х годов…

Почем опиум для народа?

Все эти автомобили — и те, на которых мне удалось прокатиться, и те, что остались за рамками этого короткого тест-драйва — важная часть истории. Обычно их можно лишь увидеть в музеях, где вам вряд ли разрешат их даже потрогать. И ведь даже в тех же музеях исторические машины не всегда будут в настолько шикарной форме. Благодаря стараниям реставраторов из Wasabi Classics историю можно купить. При этом цена таких машин совсем не заоблачная, большинство из них продается за 1 000 000–1 200 000 рублей, мало какой современный автомобиль можно приобрести за такие деньги. За все это мастерам из Wasabi Classics огромный респект!

Вместо эпилога

Поездив на трех совершенно непохожих друг на друга японских автомобилях 70-х годов, я вновь ощутил знакомые чувства. Они появляются каждый раз, когда мне выпадает шанс оказаться за рулем старых машин. Да, автомобили нашего времени почти всегда красивее, в них лучше материалы отделки, удобнее кресла, точнее управляемость, в них присутствуют такие «навороты», о которых создатели машин 70-х годов разве что в фантастических романах читали… Однако есть в «старичках» такое, что задевает более глубокие струны в душе водителя, то, до чего не может достучаться мягкий пластик приборной панели, чего не могут осветить лазерные фары, куда не приведет автопилот. В такие минуты я чувствую себя «брюзжащим пенсионером», но мне ясно видно, насколько в этих, чертовски примитивных по нынешним меркам машинах больше души, чем в продуктах современного автопрома, где бал правят не инженеры, а маркетологи. Они — живые и настоящие.

Фотобонус


Ещё по теме

Читайте также

Комментарии